PDF Печать E-mail
24.02.2014 21:07

Новая программа для дошкольников и школьников «Сказка в 3».

С сентября 2013г. в подготовительной группе Детского сада №1 г.Петергофа детский психолог, к.пед.н., Галина Борисовна Монина проводит занятия по новой программе «Сказка в 3D». Авторы программы – Е.М. Клокова и Г.Б. Монина.

 

«Сказка в 3D: Dумай, Dействуй, Dостигай»

Авторы: Клокова  Елена  Михайловна, Монина Галина Борисовна

По утверждению Джеймса Хекмана, лауреата Нобелевской премии в области экономики, именно превентивное вмешательство является более эффективным и дает более благоприятные результаты, чем позднее восстановление

        Результаты исследования специалистов Калифорнийского университета на
 протяжении 25 лет показали, что каждый доллар, вложенный в физическое и
 познавательное развитие детей раннего и дошкольного возраста, приносит прибыль в $7, главным образом за счет экономии в будущем.

 

 Новый Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на повышение социального статуса дошкольного образования, которое признанопервой ступенью системы непрерывного образования.

Главными задачами дошкольных образовательных учреждений являются, в соответствии с Законом об образовании и ФГОС:

-                          охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,

-                           обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка,

-                          создание благоприятных условий развития детей в соответствии с  возрастными и индивидуальными.

-                          формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, духовно-нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.

-                           обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования, формирования предпосылок учебной деятельности;

Однако признание важности дошкольной ступени в системе образования Российской Федерации не только дает надежду на позитивные изменения, но и предполагает кропотливую работу всех специалистов, работающих с детьми.  По мнению К.Д. Ушинского, в деле воспитания и обучения ничего нельзя улучшить, минуя голову педагога. Но, с другой стороны, нельзя требовать от педагога того, чему его самого не учили. «Всегда обращают внимание только на ученика, считая, что наставник должен быть всегда совершенство, тогда как большею частью приходится учиться и самому учителю» (В. Одоевский [5]).

       Педагогам   для  перехода к новому подходу в образовании, для реализации требований ФГОС необходимы знания и навыки.  Но еще более необходимы новые инструменты – методы и приемы эффективного взаимодействия с детьми, которые помогут реализовать главную цель системы образования: создание благоприятных условий для развития  каждого ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

       Предлагаемая нами программа «Сказка в 3D: Dумай, Dействуй, Dостигай» является универсальным инструментом для работы педагогов с детьми, поскольку может быть использована как воспитателями, учителями, так и педагогами дополнительного образования. Кроме того, программа, построенная с учетом психологических особенностей детей, доступна для освоения, не требует  дополнительной подготовки и может быть переходным «мостиком», гарантом преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Цель: создание условий для развития личности ребенка, формирования общей культуры, ценностного отношения к жизни, развития социальных, нравственных, интеллектуальных качеств , инициативности, самостоятельности, ответственности,  предпосылок учебной деятельности

Задачи: создание условий для развития:

  1. 1.познавательной сферы:

-                          развитие познавательной мотивации

-                          овладение речью как средством культуры и общения

-                          развитие связной речи, речевого творчества

-                          формирование произвольного внимания, произвольной памяти

-                          развитие способности к логическому мышлению

-                          развитие воображения и творческой активности

-                          знакомство с книжной культурой, детской литературой

-                          развитие слухового восприятия литературных текстов

  1. 2.

-                          усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

-                          формирования ценностного отношения к культуре разных народов

-                          формирования инициативности, самостоятельности, ответственности

-                          умения понимать эмоциональное состояние (свое и партнера)

-                          развитие эмоционального интеллекта

-                          расширение  познаний в поликультурном и полиэтническом плане,

-                          приобщение  к художественному творчеству

-                           воспитание любви к книге и к чтению.

  1. 3.коммуникативной сферы:

-                          умения взаимодействовать в группе

-                          умения принимать групповые решения

-                          умения работать в команде

  1. 4.физической сферы:

-                          реализация двигательной потребности, соответствующей возрастным особенностям

-                          развитие координации движения

-                          развитие крупной и мелкой моторики  обеих рук

-                          овладение подвижными играми с правилами

-                          становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной  сфере

-                          усвоение  ценностей здорового образа жизни

 

Целевая аудитория: дошкольники 5-7 лет

Особенности программы

 Реализация программы предполагает:

-                          создание богатой развивающей образовательной среды, стимулирующей познавательную активность детей и мультисенсорное обучение

-                          использование инновационных форм работы, направленных на индивидуализацию  образовательного процесса

-                          сотрудничество взрослого и ребенка как наиболее эффективную модель взаимодействия, обусловленную  необходимостью формирования инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольника.

Виды деятельности соответствуют возрастным особенностям дошкольников 5-7 лет и включают общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность (включая рефлексивную) как сквозные механизмы развития ребенка

Программа предполагает знакомство детей с  6-ю сказками А.Л. Гримма , в каждой  из которых  поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы

Книга «Сказки А.Л. Гримма», включающая в себя  Историю Ходжи Хассана ал-Хаббала; Сказку о слепом Баба-Абдаллахе;Сказку о говорящей птице, поющем дереве и золотом источнике и др.  является уникальным изданием. Доступный и в то же время красивый и образный язык, захватывающие сюжеты, интересные иллюстрации, - все это делает книгу привлекательной для дошкольников. Книга стала неотъемлемой частью реализации проекта  «Воспитание толерантности» и и проекта «Сказки 3D».

Программа «Сказка в 3D: Dумай, Dействуй, Dостигай» представляет собой  многогранные по форме интерактивные занятия с детьми старшего дошкольного  возраста. 

Работа с детьми по каждой сказке включает 6-8 встреч, каждая из которых  соответствует примерной структуре:

  1. 1.Вступление. На первых встречах это - беседа о контексте сказки. Выяснение  того, что ребенок знает об описываемой эпохе, о стране, где происходят события. Учет знаний и жизненного опыта каждого ребенка способствует повышению мотивации к работе и включенности в эту работу каждого участника.

На последующих встречах вступление предполагает такие формы работы, как:

-                          коллективное вспоминание  предыдущей встречи, текста сказки (что способствует развитию произвольной памяти, мышления)

-                          сообщения  детей о семейном включении в проект (поиск информации, материалов для заданий членами семьи)

-                          презентация семейных проектов (рисунков, коллажей, поделок) как условие формирования уверенного поведения, навыков публичного выступления, чувства успешности.

  1. 2.Информирование. Используя диалог как ведущую форму взаимодействия с детьми, взрослый сообщает им необходимый теоретический материал, иллюстрируя его не только с помощью слайдов, но и используя доступные материалы. Теоретические блоки представлены в методических рекомендациях ведущему (см. ….) и являются достаточными для проведения встреч без дополнительных временных затрат.
  2. 3.В основе программы лежит комментированное чтение сказок по отрывкам, сопровождаемое знакомством детей с предметами и материалами, описанными в тексте. Причем,  знакомство это протекает  не только по визуальному каналу восприятия, но и по осязательному, слуховому  и обонятельному каналам, поскольку  дети получают эти предметы и материалы в руки.
  3. 4.Во время чтения ведущий делает паузы для диалога с детьми и побуждает слушателей к рассуждениям, задавая им вопросы о предполагаемом дальнейшем ходе событий, о поведении героев, о мотивировке их поступков и об оценке их действий.  Подобная работа способствует развитию аналитических способностей детей, формированию необходимых навыков осмысленного развернутого ответа на вопросы и формулировки вопросов.

- Что хотел  сказать нам автор?

- Есть ли другие сказки, похожие по смыслу

- О чем бы хотели спросить у автора?  У героев сказки?

- Какие главные черты героев?

- На кого из героев хотели бы быть похожими?

- Что могло случиться, если бы…

- Как вы думаете, что случится потом?

  1. 5.Интерактивные задания.Дети выполняют разнообразные задания, связанные по смыслу либо с текстом литературного материала, либо с информацией, почерпнутой из познавательного блока. Например, после рассказа о  пустыне участники работают с контурными картами, используя при этом различные материалы (пшено, лавровый лист, финики и др.)
  2. 6.В каждую встречу  включены подвижные игры, где создаются игровые ситуации по сказкам, что дает детям возможность не только размяться после сидения за столом, но и осознать и ощутить содержательные моменты сказки, развивает координацию, равновесие, скорость реакции, вызывает смех и способствуют эмоциональной разрядке.
  3. 7.Музыкальные фрагменты.На встречах  звучит музыка, связанная с обсуждаемой темой по смыслу или по настроению.
  4. 8.Дети выполняют творческие задания: лепят из пластилина и соленого теста, рисуют, сочиняют тексты сказки.
  5. 9.В программе  используется метод изображения информации при помощи умственных карт (mindmaps)  Тони Бьюзена, которые прекрасно зарекомендовали себя именно для детского восприятия
  6. 10.Упражнения на развитие психических процессов  (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) и эмоциональной сферы ребенка: ребусы, загадки и др.
  7. 4.Семейный проект: по желанию ребенок дома продолжает работу знакомство со сказкой. Вместе с родителями создается рисунок, коллаж или подбираются материалы для работы в группе.

© Е.М.Клокова

© Г.Б.Монина

 
Заголовок Заголовок Заголовок